Фотографирую как хочу

I want to photograph

Чем чаще я беру в руки фотоаппарат, тем больше понимаю, что мне не нравится фотографировать по правилам, мне гораздо интересней и комфортней делать снимки экспериментальным путём, то есть фотографировать по вдохновению и собственному настроению, как это делает моя сестра. По этому часто у неё получаются очень не обычные кадры.


Как раз случайно нашёл большую статью на подобную тему.

В фотографии нет правил. И, тем не менее, есть огромное количество людей, которые убеждены в обратном. Есть огромное количество фото-тусовок, где каждая фотография разбирается на предмет соответствия этим правилам. Есть куча статей, книг и фотошкол где учат этим правилам. И все это бред.

Когда я говорю «это», я имею в виду творческую составляющую фотографии. «Правильный свет», «законы композиции» и прочие «секреты» из разряда «портрет нужно снимать на фокусное 85mm и длиннее». Забавно, все эти правила сопровождаются ремаркой, что, мол, бывают исключения, и иногда можно нарушать эти правила, ЕСЛИ ТЫ ПОНИМАЕШЬ КАК. При этом как правильно нарушать правила никогда не говорится! Хотя всегда намекается, что именно в этом и заключается секрет настоящей или даже гениальной фотографии. Или как вам такое объяснение: нельзя сформулировать правило правильного нарушения правил для создания гениальной фотографии, ибо шедевр необъясним, на то он и шедевр!

Но если нет правильного света, законов композиции и правил позирования (да черт возьми – их тоже не существует!), как же снимают крутые фотографы? КАК!?

Неужели есть фотографы от бога, которым дано, и серая масса – быдло с зеркалкой, которому не дано, сколько ни изучай фотографию – все бестолку?!

Истина проста и сложна одновременно. Существует понимание, видение и умение использовать в своих целях определенные ингредиенты. Такие вещи как свет, композиция, пластика человека.


Возьмем, к примеру, свет. Не существует правильного света или света неправильного. Но классный фотограф видит, как свет освещает объект или сцену, выявляя те или иные ее стороны. Он понимает, как свет может скрыть или подчеркнуть те или иные грани объекта. И когда ты знаешь, что хочешь снять и знаешь как работает свет, то все становится просто!

Например, я хочу снять музыкальную группу, которая играет тяжелый металл. Включаем их новый альбом и делаем погромче. Что мы испытываем? Мощь, агрессию, брутальность, энергию, силу. Какой свет я буду использовать? Очень объемный и контрастный. Часть лиц будет уходить в глухую тень, создавая ощущения угрозы, недосказанности, таинственности. Резкие блики по контурам лиц и фигур будут добавлять музыкантам брутальности и резкости. Я буду выставлять свет, стремясь к максимальному объему – это даст выразительности. Буду добиваться высокого контраста – это придаст драматичности. Резкие блики добавят жесткости, подчеркнут форму. Легко сказать, не так просто сделать! Но умение выставить свет – всего лишь вопрос опыта.

Никто не рождается с даром видеть свет и понимать его. Способность выставить свет в студии не врожденный навык, но приобретенный. Другими словами – это вопрос опыта. Это доступно каждому, и когда вы научитесь видеть свет, вы будете думать: «Неужели я раньше этого не видел? Как? У меня же были глаза, куда я смотрел!» Когда вы ходите, вы же не задумываетесь о том, как вы это делаете. Не прилагаете особых усилий, чтобы одна нога не цеплялась за другую. (Кроме тех случаев, когда вы перебрали). Но ведь изначально вы не умели ходить! Вам потребовалось немало времени и усилий, чтобы научится. Хотя сейчас вы об этом и не помните.

Настоящие фотографы видят, понимают и осознанно используют свет, композицию и другие творческие составляющие фотографии. Или же они их используют неосознанно, прислушиваясь к своим ощущениям. Находят свои фотографии интуитивно. Но этот процесс так же совершенно не случаен. Ты концентрируешься и прислушиваешься к своим чувствам, которые тебе говорят «нет что-то тут не то, что-то мешает… а вот теперь класс, теперь все отлично, картинка сложилась». Но как бы фотограф ни снимал, осознанно или не осознанно складывая картинку, этот процесс не имеет ничего общего со случайностью или следованию каким-то творческим правилам типа «золотого сечения».

У начинающего фотографа это видение/чувство/понимание не развито. Но он хочет – раз и в дамки! И вместо того чтобы учится и работать, он ищет правила. Так рождаются убогие костыли типа «Не должно быть пересветов и провалов в тенях», «Заваленный горизонт», «Линии третей в композиции»,  «20 лучших поз для фотосъёмки девушек». Бреееед!

Спасибо журналу Евгении Булатовой

Виртуальный фотоаппарат

Фотографирую как хочу обновлено: Ноябрь 21, 2016 автором: Александр